Последние новости
|
08.08.2016
Tesla не выживетАктивы любого автогиганта в десятки раз больше, чем у Tesla. Важны не только новые технологии, но и масштабы их применения и господдержка В 2015 году в мире произведено около 90 млн легковых автомобилей: 24 млн в КНР, 21 млн в Евросоюзе, 12 млн в США и 8 млн в Японии. Из этого количества всего менее полупроцента приходится на электрокары (статистика относит к ним электроавтобусы и гибридные авто); лицо этого автопрома представляет Tesla, которая в прошлом году произвела 50 000 машин. Tesla растет быстро, до 30% ежегодно (мировой автопром растет на 4–5%), но при этом увеличение парка электромобилей идет медленно, несмотря на поддержку властей, ограничивающих регистрацию новых бензиновых машин, как в Норвегии, или взимающих сборы до $10 000, как в Шанхае. По прогнозам, массовый переход на электромобили через несколько лет начнет средний класс США, Западной Европы (это будут преимущественно легковые автомобили и малотоннажные грузовики) и Японии. Но и там более половины машин будут потреблять бензин еще 10–15 лет. В более бедных странах этот процесс затянется на 20–25 лет, в Китае, например, это затронет в первую очередь автобусы. Препятствием для быстрого роста потребления электрокаров станут сети зарядок и обслуживания. Tesla самой пришлось инвестировать в электро-АЗС в Калифорнии, где чаще всего и покупают электрокары. Нефтяные компании в них не вкладываются. Но стиль жизни американцев благоволит Tesla — миллионы автовладельцев живут в собственных домах с гаражами или парковками, где можно зарядить машину. В ЕС это сложно даже для владельцев элитного жилья. Обгонит ли Tesla другие компании в автопроме? Лидеры останутся прежние — американские GM и Ford, японская Toyota, немецкие Volkswagen, BMW и Daimler. Китайские производители не смогут стать мировым лидером, даже несмотря на огромный потенциал своего рынка, его развитие упрется в покупательную способность населения и политику властей. Власти Китая делают упор на общественный транспорт из-за перенаселенности и проблем с экологией. Продвинутые дорогие машины будут импортироваться в КНР, а экспорт их технологических инноваций маловероятен — трудно навязать свои стандарты другим странам. Сегодняшний тренд — это исчезновение независимых компаний, которые уходят из бизнеса во Франции, Италии, России, Индии и КНР. Даже высокая капитализация компании Илона Маска отчасти основана на ожидании, что Tesla может перестать быть независимой. Для лидера автопрома она слишком маленькая и не вполне автомобильная компания. Ее сила в инновациях (и отсюда высокая капитализация), но не в способности захватывать рынки, не в маркетинге, не в сервисе. Автомобилестроение требует большой концентрации ресурсов — при сопоставимой капитализации производственные активы любого автогиганта в десятки раз больше, чем у Tesla. Важны не только новые технологии, но и масштабы их применения, господдержка.
Лидеры отрасли понимают, какую угрозу для них представляют каршеринг-сервисы — разумное использование автопарка, сокращение покупок новых машин. Автопроизводители пытаются вклиниться между водителем и сферой услуг за счет инвестиций в каршеринг-сервисы. GM уже начала тестировать эту модель в Чикаго, запустив совместно с Lyft сервис Express Drive. Он позволяет почти бесплатно взять авто GM в аренду и зарабатывать на перевозках, разделяя прибыль с автопроизводителем. Чего ожидать от автопрома в ближайшее десятилетие? Увеличения производства экономичных гибридов, затем роста инвестиций в электромобили и инфраструктуру для них и главное — прорыва на новый уровень энергоэффективности и безопасности машин. Это оставит Китай и другие развивающиеся рынки за пределами авторынка развитых стран. ![]() Фото imago / Action Pictures / ТАСС Адрес публикации: http://www.forbes.ru/finansy/investitsii/326187-tesla-ne-vyzhivet КомментарииКомментариев пока нет |
Оставить комментарий